Оценка услуг
Администратор: +7 (4872) 47-22-41
Заказ экскурсий: +7 (4872) 31-10-04
  Новая постоянная экспозиция
Новая постоянная экспозиция мал. картинка (2).jpg
Все новости

История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности

23.02.2015 - бессрочно
Новое здание музея оружия (ул. Октябрьская, д. 2)

НОВАЯ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ОРУЖИЯ

«История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности»


Инновационный подход к представлению уникальной коллекции оружия!

Для наших посетителей:
- подлинные музейные экспонаты в формате 3D;
- погружение в историческую эпоху в интерактивных и игровых зонах;
- мультимедийные технологии – «виртуальные» рассказчики, электронное описание предметов, «Энциклопедия оружия», мини-кинотеатры,
компьютерные развивающие игры и многое другое…;
- уникальный дизайн новой постоянной экспозиции;
- поражающие воображение интерьер и атмосфера музея.

23 февраля 2015 года, в День защитника Отечества, в здании-«шлеме» Тульского государственного музея оружия состоялась торжественная церемония открытия новой постоянной экспозиции «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности» (первый и второй экспозиционные уровни). С 24 февраля экспозиция открыта для общего посещения.

Сегодня постоянная экспозиция музея переживает свое третье рождение. Впервые широкий доступ к осмотру коллекции жители и гости Тулы получили в 1959 году, когда музей открылся в одном из зданий в центре города. Вторая веха в его истории – 18 мая 1989 года, когда он начал работать на территории Тульского кремля.

Новая экспозиция, два уровня которой созданы в 2014 году, существенно отличается от предыдущих. Впервые за всю историю музея – а она скоро будет насчитывать 150 лет – экспонаты музея представлены в специально построенном для него здании, символически выполненном в форме богатырского шлема русского воина.

В основу построения экспозиции положен хронологический принцип. Одна из ключевых идей художественной концепции состоит в придании экспозиционным комплексам конфигурации фортеции XVII в. - системы укреплений сложной формы с большим количеством острых углов. Такая фортификация была разработана в XVII в. французским маршалом, военным инженером Себастьеном де Вобаном в ответ на усиливавшуюся мощь артиллерии. По подобию фортеции располагаются витрины серединной части экспозиции. Резкие острые углы и плавные дуговые линии символизируют двойственный характер оружия, соединяющего в себе агрессию и защиту, реализуют одну из основных идей экспозиции: человечество выжило во многом благодаря оружию. Особенно это актуально для России, которой на протяжении истории приходилось вести немалое количество оборонительных войн.

В первом зале витринные комплексы расположены близко друг к другу. Во втором зале расстояние между ними постепенно увеличивается, и они напоминают разлетающиеся осколки, что символизирует распад агрессивности. Особую роль играют центральные пятиугольные витрины с зеркальными полом и потолком, создающие эффект единой колонны, пронизывающей этажи. Эти экспозиционные комплексы декорированы символической кольчужной сеткой, передающей идею преемственности героических традиций защиты Отечества на протяжении всей истории России.

Каждая витрина по своей конструкции является аналогом ружья. Ее нижняя часть выполнена из дерева, что соотносится с прикладом. Верхняя часть — металлическая – символизирует ствол. Средняя застекленная часть, в которой расположены экспонаты, по своему значению приравнена к ружейному замку или ствольной коробке − наиболее важной и сложной составляющей стрелкового оружия. При этом цвет металла и дерева в отделке витрин на разных уровнях существенно отличается – от ржавого железа до вороненной стали, от темных до светлых оттенков дерева, что символизирует неумолимый ход времени.

В созданной экспозиции широко используются новейшие мультимедийные комплексы (видеостены, интерактивные игровые и познавательные комплексы «Рассказчик», «Жизнь за окном», «Представь себя», «Энциклопедия оружия», голографические витрины, электронные этикетки и т.д.). В периферийной части залов размещены инсталляции, которые в сочетании с проекционными экранами обеспечивают эффект присутствия, например, в мастерской оружейного завода XIX в. или в окопе Первой мировой войны. В экспозиции также представлены детские интерактивные зоны. Погрузиться в атмосферу военного времени в разные периоды истории помогут проекционные мини-кинотеатры.

По сравнению с предыдущими экспозициями новая получает более широкий гуманитарный аспект. Эволюция оружия рассматривается в связи с развитием общества, с военной историей и героическим прошлым России.

Вновь созданная экспозиция музея является мощным средством патриотического воспитания, формирования исторической памяти и гордости за оружейную Тулу и великую Россию.

На первом экспозиционном уровне (2 этаж здания) представлена история стрелкового и холодного оружия с XIV в. до 1914 г., а на втором уровне (3 этаж здания) – история оружия с 1914 по 1945 годы.


Меч Победы.

Особое место в новой постоянной экспозиции музея оружия «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности» занимает тема Великой Отечественной войны и бессмертного подвига советского народа. Символом героизма и беспримерного мужества, проявленного защитниками Отечества, является экспонат, расположенный в центральной витрине экспозиционного комплекса, посвященного героической обороне Тулы осенью 1941 г. – «Меч Победы».

В преддверии 70-летия Великой Победы мастера Златоустовской оружейной компании на Южном Урале изготовили подобные мечи для каждого города-героя. 29 апреля 2015 г. в Совете Федерации состоялась торжественная церемония передачи городам-героям эксклюзивных памятных клинков, а уже 7 мая глава администрации города Тулы Е.В.Авилов в торжественной обстановке передал «Меч Победы» Тульскому государственному музею оружия, где он занял достойное место в новой постоянной экспозиции.

Клинок «Меча Победы» выполнен из высоколегированной стали, отличающейся особой твердостью и упругостью. Его украшает растительный орнамент и дарственная надпись городу-герою. На другой стороне изделия надпись другая: "Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет".

На ножнах – ручная гравировка: портреты выдающихся российских полководцев, начиная с Александра Невского и заканчивая Г.К. Жуковым и И.В. Сталиным. В украшении ножен и рукояти использованы полудрагоценные уральские камни: темные гранаты символизируют пролитую в годы войны кровь, а голубые топазы – мирное светлое небо.

В украшении меча использовано чистое золото. Длина клинка составляет 1,2 метра, а вес - более 5 килограммов.

IMG_0656.JPG

IMG_0639.JPG

выставка555.jpg


Тайна кабинета начальника Тульского оружейного завода

Новая постоянная экспозиция не перестает удивлять интересными и познавательными подходами к представлению богатой коллекции музея. Именно здесь появилась возможность посетить «Кабинет начальника Тульского оружейного завода» конца XIX-начала XX веков. Воссозданная обстановка кабинета поражает своей достоверностью и исторической точностью.

Но главное - гостей музея ожидает необычный сюрприз: они становятся свидетелями заинтересованного разговора командира Тульского оружейного завода А.В. Куна, начальника инструментальной мастерской полковника П.П. Третьякова и представителя английской фирмы «Виккерс, сыновья и Максим» в России Ж.К. Мюллера. О чем же они беседуют? Приоткрыть завесу этой тайны можно, посетив Тульский музей оружия!


Расскажи нам, герой, о войне…

Гости музея оружия имеют уникальную возможность погрузиться в атмосферу исторических событий и вспомнить подвиги героев нашей великой страны, посетив новую постоянную экспозицию «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности».

В год празднования 70-летия Великой Победы каждый сможет побывать в «Блиндаже времен Великой Отечественной войны» - объемно-пространственной композиции, в точности воспроизводящей укрытие офицеров Советской Армии образца 1943-1944 годов. Предметы военного быта, вещи бойцов, амуниция ‒ все помогает воссоздать яркую и реалистичную картину эпохи Великой Отечественной войны. У зрителя создается полное ощущение присутствия в полевых походных условиях нашей армии.

О тяжелых днях обороны Тулы от фашистов в октябре-ноябре 1941 года посетителям экспозиции проникновенно и эмоционально поведает «виртуальный рассказчик» - участник тех событий, старший лейтенант, политработник зенитно-артиллерийского полка Тимофей Дмитриевич Дубинин.

Дорогие друзья, приглашаем Вас узнать о событиях тяжелых дней обороны Тулы из уст очевидца тех героических событий!

Посетите новую постоянную экспозицию нашего музея!


«Все для помощи фронту!», «Фронту надо - сделаем!», «Не выполним задания фронта - домой не уйдем!» ‒ такие лозунги вдохновляли на трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны. История Тульского оружейного завода в первые годы войны занимает значительное место в экспозиции музея. В октябре 1941 года фронт стремительно приближался к городу оружейников, и производство самозарядных винтовок Токарева были эвакуировано на Урал, в город Медногорск.

Этим событиям посвящена объемно-пространственная композиция на третьем этаже здания-«шлема». На диораме представлен заводской цех, где максимально достоверно воссозданы тяжелые условия труда и быта тульских оружейников на Урале. Воплощению замысла помогло тщательное, скрупулезное изучение сохранившихся предметов быта военного времени, различных материалов, среди которых воспоминания рабочих-участников тех событий, их графические рисунки.

Значительную помощь в создании композиции оказало руководство Тульского оружейного завода, которое передало музею подлинный станок «Дзержинец» выпуска 1937 года. Для изготовления заставки диорамы была использована реальная фотография панорамы Уральских гор около города Медногорска.

Такая историчность в воспроизведении даже мельчайших деталей позволяет посетителям прочувствовать, погрузиться в атмосферу тех героических дней. Станки будто подернуты инеем, кирпичные стены недостроенного корпуса брикетной фабрики промерзшие и полуразрушены, рабочие трудятся в перчатках и телогрейках… По воспоминаниям директора завода Константина Николаевича Руднева, туляки «на новом месте разместились в помещении недостроенной брикетной фабрики. Было страшно холодно. Грелись двумя загнанными для этого в цех паровозами».

Особенно сильное впечатление производят искусно выполненные манекены рабочих. На них образцы рабочей одежды того времени. Кажется, что это замершие на мгновение живые люди. Вот пожилой мастер в очках проверяет точность изготовления детали, сжимая инструменты замерзшими руками, на которых надеты вязаные перчатки без пальцев. Рядом другой рабочий вертит рукоятку станка. Дополняют картину звуки работающих станков. Рабочий оружейного завода Николай Васильевич Гайдуров вспоминал: «Руки примерзали к станкам, но мы работали круглые сутки. Никто не жаловался, никто не ныл. У всех было одно стремление ‒ быстрее пустить завод».

Перед посетителями предстает настоящая печка-буржуйка, ящики из-под снарядов, алюминиевые кружки. У стены стоит топчан ‒ рабочие сутками не покидали цехов и спали тут же, не тратя драгоценное время на дорогу до дома.

Несмотря на все производственные и бытовые трудности, в жесточайших погодных условиях к декабрю в Медногорске были организованы в установленные сроки главные технологические процессы. Всего за 42 военных месяца завод выпустил не только 616 897 винтовок Токарева, но и 16 739 авиационных пушек ШВАК.

Приглашаем вас больше узнать об истории трудового подвига наших отцов, дедов и прадедов, проявивших необыкновенную стойкость духа и безграничную любовь к Родине!


План Наполеона «сжечь Тулу и обезоружить Россию» провалился.

В предвоенный период Тульский оружейный завод был реконструирован и ежегодно производил 55,5 тысяч ружей, пистолетов и мушкетонов. При этом вся оборонная промышленность России тогда выпускала до 140 тысяч единиц стрелкового оружия. В начале ХIХ века именно Тула являлась главной базой снабжения русской армии огнестрельным оружием.

9 мая 1812 года, т.е. еще за месяц до вторжения французов в Россию, тульские оружейники «всем оружейным обществом» собрались на оружейном дворе и постановили: «…в те дни и часы, которые от заводских работ свободны, изготавливать оружие сверх установленного урока, сколько силы, одушевленные к любезному Отечеству, позволят».

К началу войны в тульском арсенале имелось в наличии: холодного оружия – 9193 единицы, стволов – 540 штук. На заводе в запасе было 128 605 ружей, из них в первые дни войны отправлено в войска 128 481. На заводе по состоянию на 10 июля 1812 г. осталось всего 124 ружья.

17 июля 1812 г. император Александр I в рескрипте обратился к тульским оружейникам: «Никакое еще время в Отечестве нашем не требовало более от каждого усердия и пожертвований, как нынешнее, следовательно, я уверен, что из фабрикантов найдутся такие усердные сыны Отечества, что целые свои фабрики обратят к одному делу оружия и тем дадут способ имена их передать на память потомкам». Кроме того, начальнику Тульского оружейного завода генералу Воронову предписывалось ежемесячно сообщать государю о количестве «приготовляемаго оружия». Архивные документы дают возможность назвать владельцев частных фабрик, которые 30 июля 1812 года собрались вместе и «изъявили желание делать оружие не только новое, но и из старых и поломанных деталей, собирая до 3 тысяч единиц ежемесячно». Это Иван Бривин, Иван Маликов, Иван Гнидин, Яков Лялин, Петр Салищев, Егор Ефимов и другие. В Туле насчитывалось 19 наиболее крупных частных фабрик, где военное оружие изготавливали только в период войны, а в мирное время делали самовары, слесарный инструмент, кровати, кареты. Наряду с этими фабриками в период войны оружие изготавливали подрядом еще 56 человек, имевших более мелкие мастерские. Частные мастера сдали в армию за все годы войны 134 502 ружья и 103 241 единицу холодного оружия.

Тульский оружейный завод можно назвать единственным предприятием, снабжавшим русскую армию оружием. Другие заводы – Ижевский и Сестрорецкий – были отрезаны от основных сил армии театром военных действий. После сдачи Москвы неприятелю положение Тулы осложнилось: возникло опасение, что противник двинется на юг, займет Тулу и уничтожит завод, а в планы Наполеона это входило, ведь, еще находясь в Дрездене, Бонапарт говорил: «Я сожгу Тулу и обезоружу Россию».

В этой ситуации Александр I в рескрипте на имя военного министра Горчакова распорядился: «Командиру Тульскаго оружейнаго завода, не останавливая работ, иметь верныя сведения о движении неприятеля по направлению к Туле, дабы он при достоверном и необходимом уже случае имел секретное предписание, остановя работу, взяв мастеровых и инструмент, следовать по тракту к Ижевскому заводу».

Командир завода генерал Воронов, выполняя распоряжение государя, для наблюдения за неприятелем послал своего адъютанта в Подольск, подготовил до 600 подвод для перевозки оружейников и оборудования, спланировал маршрут возможной эвакуации.

О принятых им мерах Воронов написал М.И. Кутузову. В письме он запросил личных распоряжений фельдмаршала и указал, что «если собрать оружейников, остановить работу на заводе и пойти с ними хотя бы 100 верст, то тогда потребуется полгода, чтобы вновь установить на заводе работу». В ответном письме Кутузов уведомил Воронова, что «сообразно принятой операционной линии, можно остановиться вывозом оружейников, так как Тула еще не может опасаться неприятельского нападения». Таким образом, Кутузов спас завод, который продолжал усиленно трудиться, снабжая армию необходимым оружием.

Посильный вклад в дело борьбы с французскими захватчиками внесло и тульское купечество. Откликнувшись на воззвание Священного Синода: «…не дорожить никакой собственностью, кроме Веры и Отечества», купцы внесли пожертвований на общую сумму почти в пять миллионов рублей, что оказалось даже больше по сравнению с зажиточным московским и петербургским купечеством.

18 июля 1812 г. Александром I был издан Манифест о созыве ополчений в 16 губерниях центральной России. Известно, что в тульских селах и деревнях, в самом городе Туле отцы, матери, жены благословляли сыновей и мужей своих на защиту родной земли. Поступивших в ополчение называли жертвенниками, т.е. ратниками, «пожертвованными Отечеству не обыкновенным набором, а величием духовным». В Тульское ополчение набралось около 15 тысяч бойцов, из них сформировали четыре пеших, один егерский, два конных полка и конно-артиллерийскую роту. Село Симоново Алексинского уезда стало центром сосредоточения полков ополчения, начальником которого был избран тульский гражданский губернатор Николай Иванович Богданов. В обязанности ополчения входила охрана тылов русской армии и конвоирования военнопленных. Н. И. Богданов постоянно докладывал М. И. Кутузову о мерах, предпринимаемых для обеспечения охраны границ Тульской губернии.

Особое место в истории Тульского ополчения занимает 1-й конный казачий полк, который в конце сентября 1812 года Кутузов вызвал в Тарутинский лагерь. Фельдмаршал отметил хорошую подготовку и отличную экипировку полка, включил его в состав конвоя главной армии, а затем этот полк часто действовал в авангарде русских войск вместе с казаками атамана Платова. Именно 1-й конно-казачий полк генерала Щербатова, проявивший беспримерный героизм во многих сражениях, одним из первых вступил на французскую землю во время заграничного похода Российской армии. Этот полк стал единственным соединением Тульского ополчения, прошедшим славный путь от Тарутина до Парижа.

Традиции самоотверженной преданности мастеров-оружейников своему ремеслу на благо России город Тула гордо хранит по сей день. Изготовленное в те годы тульское оружие ярко представлено в новой постоянной экспозиции Тульского музея оружия «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности».

_MG_4217.jpg

1.jpg


Овеянные воинской славой героические дни обороны Тулы от немецко-фашистских войск в октябре-декабре 1941 года ‒ центральная тема комплекса, размещенного на втором экспозиционном уровне новой постоянной экспозиции «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности». Среди экспонатов - Боевое знамя 156-го полка НКВД СССР, один из символов несокрушимости туляков в тяжелые военные годы.

По решению Главного комитета обороны от 27 октября 1941 года охранявший в мирное время заводы и важные объекты Тульской области 156-й полк внутренней охраны НКВД (командир – майор С.Ф. Зубков) встал на защиту города оружейников.

30 октября основные силы 2-й танковой армии Г.Гудериана начали массированную атаку на Тулу. Лавина немецких танков обрушилась на 156-й полк. Бой длился более восьми часов. Все попытки немцев выбить защитников из окопов и ворваться в город не увенчались успехом. Стойкость, мужество, беспредельную храбрость туляков в битве за родной город, честь, доблесть, славу и боевые традиции воинской части олицетворяет бесценная реликвия Великой Отечественной войны ‒ Боевое знамя 156-го полка НКВД.




Ювелирной точности оружейное мастерство

В экспозиции посетителей неизменно восхищает миниатюрное оружие. В Туле существовала традиция изготавливать такие образцы. Например, в 1845 г. цесаревичу Александру Николаевичу были подарены пара пистолетов и сабля общим весом около 6 граммов, выполненные 82-летним тульским мастером Андреем Медведевым. Наследник престола, в свою очередь, пожаловал мастеру золотые часы и сто рублей серебром. Зародившись во второй половине XIX столетия, традиция изготовления миниатюрного оружия сохранилась и до сегодняшнего дня.

Крошечные ружья и пистолеты оружейники делали как подтверждение своего мастерства.

В 90-е годы XIX столетия были изготовлены два маленьких шестизарядных шпилечных револьвера системы Лефоше калибра 1 миллиметр. Каждый из этих удивительных образцов помещается в спичечной коробке. Револьверы снабжены маленькими патронами. При выстреле из револьвера длиной всего 4,5 см пуля пробивает бумажную мишень на расстоянии до 5 шагов. У одного из этих образцов рукоятка сделана из белого перламутра, у другого рукоятка – роговая. Изделия исполнены с поразительной ювелирной тонкостью. Это действующие модели, которые в точности воспроизводят уставные образцы оружия в масштабе 1:6.

Миниатюрные изделия оружия были изготовлены учащимися Тульской оружейной школы под руководством опытных мастеров. Школу создали на Тульском оружейном заводе в 1869 году, и она была призвана обеспечить непрерывный прирост кадров. В ней обучались дети рабочих от 18 до 20 лет, общее количество учащихся составляло 120 человек.

Миниатюрные образцы оружия знаменуют собой тонкое мастерство и большую выучку тульских умельцев. Приглашаем познакомиться с чудесами оружейного мастерства и убедиться в том, что у подковавшего блоху Левши есть достойные последователи!


Пятиствольная морская пушка Гочкиса

Практически все предметы, хранящиеся и экспонируемые в нашем музее, можно назвать уникальными. Но есть среди них такие, которые сохранились до наших дней исключительно в малом количестве. Примером тому служит 47-мм пятиствольная морская пушка Гочкиса, изготовленная на Тульском оружейном заводе в 1896 году. Это был единственный случай в истории предприятия, когда на нем производили артиллерийские орудия.

Принятие на вооружение боевых кораблей подобной скорострельной артиллерии было обусловлено широким использованием в борьбе с броненосцами специальных быстроходных небольших судов и катеров, вооруженных шестовыми минами и торпедами.

Для защиты судов от подобных миноносцев российское Морское ведомство решило использовать скорострельные пушки, каковыми в то время считались многоствольные образцы. В 1875–1885 годах для проведения испытаний правительство закупает за границей скорострельные пушки различных систем, в том числе и Гочкиса, признанные лучшими, и было принято решение поставить на вооружение эти пушки двух калибров – 37 и 47 мм.

До 1886 года эти орудия для российского флота закупали во Франции на заводах Гочкиса. Но вскоре для обеспечения новых кораблей Балтийского и Черноморского флотов было организовано их производство на Тульском оружейном заводе, для чего там в январе 1887 года создали специальную пушечную мастерскую. Ее возглавил капитан Петр Никифорович Михайлов. Мастерская действовала до 1896 года. За эти годы было выпущено 296 пятиствольных пушек Гочкиса калибром 37 мм и 42 пушки калибром 47 мм. На заводе также было налажено и гильзовое производство, а частный патронный завод в Туле «Торговый дом Ф.Г. Фон Гилленшмидт» поставлял в мастерскую гильзы для снарядов и капсюли. Снарядов к пушкам системы Гочкиса было выпущено около 490 тысяч.

Выпуск пятиствольных орудий был прекращен по причине перехода на одноствольные 37-мм и 47-мм пушки Гочкиса. К тому же русско-японская война выявила неэффективность этих орудий в качестве противоминной артиллерии, и после окончания боевых действий пушки были сняты с вооружения боевых кораблей.

q8yqVVuUMNc.jpg


«Русский Винчестер»

Раздел новой постоянной экспозиции нашего музея, посвященный Первой мировой войне, наглядно иллюстрирует не только вооружение российских войск в тот период, но и сложную ситуацию по их снабжению стрелковым оружием. Так, наряду с 3-линейными винтовками образца 1891/10 года посетители могут увидеть иностранные магазинные винтовки, которые правительство России (для обеспечения армии необходимым количеством оружия) было вынуждено закупать у стран-союзников: Франции, Англии, Италии, Японии и Соединенных Штатах Америки.

Так, в 1915 году американской фирме «Винчестер» было заказано 300 тысяч винтовок образца 1895 года (Винчестер М 1895) американского конструктора Джона Браунинга. В своей новой модели изобретатель сохранил принцип перезаряжания при помощи рычага затвора – знаменитой скобы Генри, но заменил подствольный трубчатый магазин на серединный, который можно было заряжать мощными длинными винтовочными патронами. Винтовки М 1895 под 3-линейный патрон образца 1891/08 года носила неофициальное название «Русский Винчестер».

Винтовка заряжалась из такой же, как у российского образца 1891 года, обоймы на пять патронов. Для этого на ствольной коробке сверху было установлено специальное приспособление. По сравнению с русскими винтовками Винчестер M 1895 имел чуть большую скорострельность за счет перезарядки скобой Генри, которая была очень неудобна при стрельбе в положении «лежа» в отличие от винтовки с продольно-скользящим затвором. Боевой опыт применения «винчестеров» показал, что они сложны в обслуживании, чувствительны к загрязнению и малопригодны для условий окопной войны. Тем не менее, американская фирма изготовила и поставила в Россию 290 тысяч винтовок М 1895, которые использовались и в годы Гражданской войны.


Штыки к винтовкам Лебеля: поэзия и проза Великой войны

В разделе новой постоянной экспозиции нашего музея, посвященном периоду Первой мировой войны, представлены магазинные винтовки Лебеля 1886 и 1907/1915 годов, состоявшие на вооружении французской армии. Они использовались и российскими войсками - во время войны союзная Франция поставляла их в Россию.

К этим винтовкам крепился штык образца 1886 года, который с целью удешевления его производства подвергся модернизации в 1916 году: были изменены форма крестовины и кнопки защелки, сокращено количество операций по обработке штыка, которых до этого насчитывалось семьдесят четыре.

Первоначально новая модификация штыка предназначалась для винтовок Бертье образца 1907/1915 года. Со временем его стали использовать и с винтовками Лебеля.

С легкой руки журналистов, описывавших события на фронтах Первой мировой войны, французские штыки с латунными рукоятями получили прозвище «Розалия», так как форма их рукоятей была похожа на нераскрывшийся бутон розы, а узкий граненый клинок напоминал ножку этого цветка. Поэт Теодор Ботрель о штыке к винтовке Лебеля писал: «Розалия – модница, она любит потанцевать, полька в ее исполнении – это атака».

Фотогалерея

Другие выставки
Музейное кафе Музейное кафе
Выставки Выставки
Военно-исторический театр Военно-исторический театр
Школа тульских мастеров Школа тульских мастеров
Тир Тир
Сувенирная лавка Сувенирная лавка
Библиотека Библиотека
Коллекция музея в 3D Коллекция музея в 3D
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.