Администратор: +7 (4872) 47-22-41
Заказ экскурсий: +7 (4872) 31-10-04, excurs-arms@mail.ru
Постоянная экспозиция
Выставки (6).JPG
Все новости

Выставка «Честь мундира: история российских войск XVIII – начала XX века»

07.03.2019 - 06.09.2020

Исторически, в нашей стране существовал настоящий культ мундира, бывшего воплощением принадлежности к героическим традициям российской армии, её подвигам и славе. Несмотря на изменения в деталях униформы, её роль в жизни вооруженных сил никогда не теряла свою значимость. Выставочный проект призван показать преемственность в статусе и значении военной формы, которая веками символизировала честь, достоинство военнослужащего, его готовность к подвигу во имя отечества.

Выставка раскрывает широчайшую палитру форменной одежды Императорской России, а также историю вооружения российской армии XIX – начала XX вв. Дополнить историю русской военной формы помогают более ста подлинных предметов вооружения XVIII – начала XX вв. из коллекции Тульского музея оружия. Если военный мундир является отражением духа эпохи, то оружие позволяет проследить развитие военного дела в указанный период.

Русский военный и гражданский мундир являлся символом чести, службы «царю и Отечеству», одновременно обозначая общественное положение, профессиональную принадлежность, звание, должность, чин.

На выставке «ЧЕСТЬ МУНДИРА: ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ВОЙСК XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКОВ» впервые в Туле представлены уникальные исторические экспонаты, которых немного даже в собраниях крупнейших российских музеев. В основе выставки – собрание военных мундиров, из частной коллекции Андрея Болдырева.

Выставка позволяет посетителям не только составить целостное представление о таком значимом и ярком историческом явлении, как Российская императорская армия, но и самостоятельно проследить эволюцию одного из ярчайших символов Российской Империи – военного мундира.


Эта статья — первая из серии материалов об экспонатах выставки «Честь мундира», которая работает в здании музее оружия в Тульском кремле (выставочный центр музея оружия) с целью более детально раскрыть как историю форменной одежды Императорской России, так и вооружения российской армии XIX – начала XX вв.

Слово «гусар» имеет венгерское происхождение и обычно переводится как «один из двадцати». Оно появилось после того как в 1458 г., король Матиаш Корвин призвал на службу в свое ополчение каждого двадцатого дворянина. В России гусары появились еще в 1650 г., в качестве тяжелых конных копейщиков, вооруженных и обученных по образцу польских «крылатых гусар». В это время подобного типа конница уже доживала свой век и вскоре исчезла как в Польше, так и в России, чтобы впоследствии появиться вновь уже в качестве легкой кавалерии.

В 1741 г. гусары вновь вошли в состав российской кавалерии. Первыми полками стали Сербский, Венгерский, Грузинский и Молдавский, которые комплектовались из людей этих национальностей, бежавших в Россию от притеснений турок и персов. Гусары как легкая конница предназначались, прежде всего, для разведки, боевого охранения и преследования противника. В 1775г. в составе гвардейской конницы появился лейб-гусарский эскадрон, развернутый в 1798 г. в Лейб-гвардии Гусарский полк. Гвардейские гусары принимали активное участие в наполеоновских войнах. Так, во Фридландском сражении 2 июня 1807 г. полк принял участие в масштабном кавалерийском бою: общее количество конницы с обеих сторон достигало 85 эскадронов (до 12 тысяч всадников).

1.jpg

Русская легкая конница на малорослых лошадях оказалась лицом к лицу с тяжелой французской кавалерией (кирасирами и драгунами), состоявшей из сильных людей на рослых конях. Об ожесточенности схватки лучше всего свидетельствуют потери русских гвардейских гусар: только убитыми полк потерял 52 человека и 88 строевых лошадей. За храбрость шесть гвардейских гусарских офицеров были удостоены высшей военной награды — ордена Святого Георгия 4-й степени. С 1818 г. шефом полка состоял великий князь Александр Николаевич, в феврале 1855 г. ставший императором Александром II. По этому случаю полк получил наименование Лейб-гвардии Гусарского Его Величества, которое носил вплоть до февраля 1917 г.

2.jpg

На выставке «Честь мундира» в Тульском государственном музее оружия представлен ментик ротмистра Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка 1900 – 1910-х гг. Основой обмундирования гусар во всех армиях мира стал венгерский национальный костюм: короткая куртка, расшитая шнурами (дулам, или доломан), надевавшаяся поверх нее в холодное время года вторая такая же куртка, отделанная мехом (ментия, или ментик), и узкие штаны, также со шнуровой отделкой (чакчиры).

Униформа Лейб-гвардии Гусарского полка всегда была яркой и красочной, но после воцарения императора Александра II полку было присвоено новое обмундирование особенно праздничной расцветки: алый доломан, белый ментик и темно-синие чакчиры при золотом металлическом приборе. Парадным головным убором служила меховая шапка. Таким же мехом по бортам, низу юбки, воротнику, обшлагам и боковым карманам обшивался ментик.

3.jpg

На груди ментика нашито пять поперечных рядов золотых шнуров особого переплетения, так называемых филиграновых. Такие же шнуры нашиты на рукавах (образуя так называемые «гусарские узлы»), на спине и на плечах (последние заменяют погоны). На груди ментик, так же как и доломан, застегивается на пять петель с фигурными позолоченными костыльками.

Самая интересная деталь данного комплекта – офицерская лядунка с перевязью. Когда-то эта маленькая сумочка, обтянутая лаковой кожей, служила для ношения пистолетных, а позже – револьверных патронов.

С принятием на вооружение револьвера Нагана образца 1895 г., у которого патроны занимали мало места и переносились в особом кармане кобуры, лядунка утратила практическую ценность и сохранилась как декоративный предмет униформы, присвоенный исключительно кавалерийским офицерам.


На выставке «Честь мундира» в Тульском государственном музее оружия представлено уникальное обмундирование полковника Лейб-гвардии Преображенского полка образца 1907 г. Лейб-гвардии Преображенский полк был первой воинской частью, созданной Петром I.

Его основой стали «потешные» - царские дворовые люди и крестьяне, большей частью подростки, набранные для «военных забав», которые так любил будущий царь. Официально старшинство полка отсчитывалось с 1683 г. Со временем из «потешных» выковались профессиональные военные, великолепно владеющие всеми видами тогдашнего оружия, умевшие передвигаться в пешем и в конном строю, а также на гребных судах, строить укрепления, вести абордажный бой — «Потешные» составили два полка – Преображенский и Семеновский, названные так по подмосковным селам, где для них набирали людей.

Перед выступлением в поход на Нарву в 1700 году преображенцы и семеновцы получили почетное наименование Лейб-гвардии, которое подтвердили во время Нарвского сражения 19 ноября 1700 г. Российские гвардейцы стали одними из немногих, отступивших в полном порядке и сохранивших оружие и знамена. Полковником Преображенского полка по традиции был сам император, именно в преображенском мундире Петр I вел российскую армию в атаку под Полтавой.

Ко временам Петра Великого относится и возникновение цветов мундира Преображенского полка – темно-зеленого («темно-крапивного») с красной отделкой. До этого зеленые кафтаны в российской армии носили лучшие полки, так называемые «выборные» Бутырский и Лефортовский, комплектовавшиеся из лучших старослужащих солдат.

Уравнивая своих «потешных» с этими опытными, закаленными в боях ветеранами, Петр показывал, насколько сильно он им доверяет и какие надежды возлагает на их боевую подготовку. Кстати, преображенцы долгое время были единственными, кому Петр доверял свою жизнь – вместо слуг царю за столом прислуживали денщики, полагавшиеся ему как полковнику Преображенского полка.

1.jpg

К концу царствования расцветка обмундирования сложилась окончательно: Преображенскому полку полагался темно-зеленый кафтан с красными воротником, обшлагами и подкладкой, с золотистыми пуговицами. Эта расцветка сохраняется в парадном обмундировании российской армии и по сей день.

Если цвета преображенского мундира оставались неизменными на протяжении столетий, то его отделка и покрой с годами менялись, следуя общим тенденциям военной моды. При императоре Павле I на воротниках и обшлагах мундиров гвардейской пехоты появилось узорчатое золотое шитье особого рисунка.

2.jpg

В Преображенском полку оно представляло собой две петлицы, каждая из которых была составлена из двух ветвей – лавровой (символ благородства) и дубовой (символ храбрости и упорства), переплетенных между собой в виде восьмерки. Рисунок шиться оставался неизменным вплоть до 1917 года.

При императоре Александре I полку был присвоен мундир фрачного покроя с обшлагами так называемого «бранденбургского» типа, имевших прямоугольные клапаны с тремя пуговицами на каждом. Император всегда лично присутствовал на ежедневном разводе столичных караулов.

Однажды, по легенде, он по каким-то причинам оставил расстегнутыми нижние пуговицы на клапанах, а на замечания дежурного адъютанта отвечал, что «Император не может быть одет не по форме». Очень скоро такая манера не застегивать одну пуговицу на клапанах обшлагов была регламентирована приказом, и эта традиция также сохранялась до конца существования императорской армии.

В 1817 году полку присвоили так называемый лацканный мундир, более нарядный, чем прежний, имевший на груди отвороты (лацканы), изготовленные из такого же красного сукна, что и воротник. По краю лацканы отделывались белой выпушкой в память о том, что в XVIII веке преображенцам много раз приходилось участвовать в морских боях (цвет морского мундира в XVIII столетии был белым). Все описанные выше детали, являющиеся своеобразной летописью истории полка, можно видеть на офицерском мундире последнего для преображенцев образца, введенного в декабре 1907 г. и представленном на выставке в Тульском музее оружия.


В начале ХХ века пушки, гаубицы и мортиры были самым мощным оружием в армии. Соответственно, и артиллеристы всегда занимали особое положение, пользуясь почетом и уважением. Чтобы поступить в артиллерийское училище, нужно было хорошо знать математику, потому что тогда не было приборов управления огнем, и все баллистические расчеты офицеры артиллерии делали в уме или на бумаге.

Обучение в артиллерийским училище продолжалось не 2 года, как в пехотном или кавалерийском, а 3. Артиллерист должен был прекрасно разбираться в химии, пиротехнике, знать свойства взрывчатых веществ, все характеристики снарядов, снарядных трубок, зарядов и орудий, уметь содержать их в порядке. Михаил Булгаков как-то заметил устами одного своего героя, что артиллерийский офицер никогда не должен теряться – иначе он не годится в артиллерии.

В начале ХХ века каждой российской пехотной дивизии придавалась артиллерийская бригада того же номера. Полевая легкая артиллерия починялась начальнику пехотной дивизии, и это сильно упрощало взаимодействие между двумя родами войск, так как пехотные командиры были напрямую связаны по телефону с артиллеристами. 20-я артиллерийская бригада была придана 20-й пехотной дивизии, еще с середины XIX столетия прославившейся своими подвигами на Кавказе.

До 1914 г. бригада была расквартирована в окрестностях Тифлиса. До июля 1915 г. она воевала с турками на Кавказе, а затем была направлена для усиления российских войск на австро-германском театре военных действий.

20-я артиллерийская бригада известна тем, что именно в ней некогда начинал службу молодой граф Лев Николаевич Толстой. В начале 1852 г. Л. Н. Толстой был зачислен фейерверкером IV класса в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады Кавказского корпуса. К этому времени как раз начались боевые действия против войск мятежных горцев Шамиля, в которых батарея Л. Н. Толстого принимала активное участие. Впечатления от службы на Кавказе легли в основу произведений Л. Н. Толстого, из которых наиболее известны рассказ «Кавказский пленник» и повесть «Хаджи-Мурат». В следующем, 1853 г. Толстой был произведен в офицеры, и оставаясь в списках той же 20-й бригады, в январе 1854 г. добровольно перешел в Дунайскую армию.

Узнав о высадке неприятеля в Крыму, прибыл в ноябре 1854 г. в Севастополь. Именно с «Севастопольских рассказов» начался его путь в большую литературу, и именно в мундире артиллерийского офицера он впервые появился в петербургском обществе в 1855 г., когда был послан в столицу в качестве курьера. Современники говорили, что Толстой, получивший прекрасное домашнее образование, храбрый и решительный, мог бы сделать прекрасную военную карьеру, но он выбрал иной путь.

1.jpg

Вицмундиры образца 1913 г. появились в ходе общей реформы обмундирования пехоты, пешей артиллерии и саперов, состоявшейся почти накануне мировой войны. Целью реформы была экономия офицерского бюджета и одновременно стремление сделать парадную форму более красивой. До реформы каждый офицер обязан был иметь мундир темно-зеленого сукна с шитьем для парадов, китель защитного цвета для повседневной носки и темно-зеленый сюртук для визитов, посещения театров и тому подобных неофициальных мероприятий, для которых парадный мундир носить не полагалось, а защитный был слишком скромным.

В новой форме доргостоящий мундир с шитьем и сюртук отменялись. При парадной форме на защитном кителе погоны заменялись эполетами, поверх воротника пристегивался цветной воротник с шитьем, а на грудь надевался цветной суконный лацкан полкового цвета (красный, синий, белый, темно-зеленый, а в артиллерии черный бархатный). Такая комбинация стоила гораздо дешевле парадного мундира. Для неофициальных же случаев взамен сюртука полагался темно-зеленый вицмундир, по покрою такой же, как отмененные парадные мундиры, но не имевший золотого шитья. По старинной традиции отличием артиллеристов был черный бархатный воротник, имевший красные выпушки не только по верху, но и по низу.

Выпушка по низу была присвоена как отличие артиллеристам, саперам, офицерам Генерального штаба, топографам – в общем, тем, кто в армии были самыми образованными, и поэтому в обиходе именовалась «ученым кантом». Черный бархат в сочетании с красным сукном сохранился в форме российских артиллеристов до нашего времени.

На балах и при визитах к начальству или сослуживцам на вицмундир пристегивались золотые эполеты с красным суконным полем, на котором крепились звездочки, обозначавшие чин, эмблема в виде скрещенных пушек, и номер бригады, вышитый или накладной золотой. Реформа началась в марте 1913 г., и так и не была завершена до начала мировой войны. Поэтому далеко не все офицеры успели обзавестись новыми вицмундирами. До наших дней таких мундиров сохранилось всего несколько, и один из них находится на выставке «Честь мундира» в Тульском государственном музее оружия.


В Российском Императорском флоте существовало четкое деление между строевыми офицерами флота, выполнявшими функции командиров и капитанов, и офицерами разного рода корабельных вспомогательных служб. Последние были объединены по специальностям в так называемые «корпуса Морского ведомства» – Корпус морской артиллерии, Корпус флотских штурманов, Корпус корабельных инженеров, Корпус инженер-механиков флота, Корпус инженеров морской строительной части, Корпус гидрографов, Корпус инженеров морской авиации.

В отличие от строевых флотских офицеров, офицеры вспомогательных служб имели не морские, а общеармейские чины, с указанием рода службы, например, поручик Корпуса гидрографов или капитан Корпуса морской артиллерии. В 1908 г. «должностные звания» были отменены, и офицеры корпуса снова получили армейские звания, которые и носили до самой революции. Корпус корабельных инженеров был образован в соответствии с указом императора Николая I от 14 декабря 1826 г. В состав корпуса вошли специалисты-кораблестроители и конструкторы-чертежники. Они были обязаны: «иметь наблюдение за прочностью строения и чистотою отделки судов, рассматривать проекты и чертежи по кораблестроительной части и наблюдать тоже, в сходствии ли с ними производятся практическия работы».

1.jpg

Подготовка квалифицированных кадров для корпуса была сосредоточена вначале в Учебном морском рабочем экипаже в Санкт-Петербурге. После реформы морского образования 1867 г. и вплоть до 1917 г. специалистов-кораблестроителей готовили в Кронштадте.

Обмундирование офицеров корпусов Морского ведомства было, как правило, аналогично форме строевых офицеров, но отличалось упрощенной отделкой и некоторыми деталями. Однако значение кораблестроителей для российского флота и их престиж были столь высоки, что мундир Корпуса корабельных инженеров выглядел столь же богато, как и у строевых офицеров флота. Мундир, как и у всех флотских чинов, шился из черного сукна.

Воротник и обшлага украшались офицерским морским шитьем в виде якоря, переплетенного канатами и шкертами (тонкими тросами). Так же, как у армейских инженеров, воротник был черным бархатным с красными выпушками по верху и низу (нижняя в обиходе называлась «ученым кантом»), а металический прибор (эполеты, шитье и пуговицы) – серебряным.

При формах для строя мундир подпоясывался офицерским шарфом, сотканным из серебряных нитей на белой шелковой основе, с просечками из черных и оранжевых нитей, застегивавшимся спереди на золотую бляху с изображением якоря, увенчанного императорской короной.

При формах для строя мундир подпоясывался офицерским шарфом, сотканным из серебряных нитей на белой шелковой основе, с просечками из черных и оранжевых нитей, застегивавшимся спереди на золотую бляху с изображением якоря, увенчанного императорской короной.

2.jpg

Две золотых звездочки на серебряных эполетах обозначают чин подпоручика, который присваивался офицерам по окончании Морского инженерного училища Императора Николая I. В 1910-х гг. потребность в офицерах с высшим образованием, способных участвовать в постройке боевых кораблей возросла – предстояло восстановить и преумножить отечественный флот, сильно пострадавший в ходе русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

К 1914 г. была создана мощная кораблестроительная база, включавшая более десятка заводов в Санкт-Петербурге, Прибалтике и Николаеве. Императорский указ предписывал строить корабли «на русских заводах, из русских материалов, русскими рабочими».

К январю 1917 г. в составе Корпуса корабельных инженеров числился 171 офицер, из них всего 10 подпоручиков, поэтому мундиры офицеров Корпуса сегодня представляют собой величайшую редкость. Увидеть ее можно на выставке «Честь мундира…» в Тульском государственном музее оружия.


Первые жандармы появились в России в 1815 г., вскоре после окончания наполеоновских войн и возвращения армии из заграничного похода. Они предназначались «для наблюдения за порядком в частях, тылах, на марше и походе», т.е. фактически выполняли функции военной полиции. Вплоть до начала ХХ в. при каждом армейском корпусе для этих целей существовала «жандармская команда». При формировании жандармов за основу был взят один из армейских драгунских полков (Борисоглебский). Однако в первые десять лет своего существования жандармы выполняли полицейские функции только в отношении военных чинов. Политической полиции в России еще не существовало. Толчком к ее созданию стали события 14 декабря 1825 г. в Петербурге, известные как «восстание декабристов».

1.jpg

25 июня 1826 г. шефом жандармов был назначен генерал-адъютант Александр Христофорович Бенкендорф, пользовавшийся неограниченным доверием императора. 3 июля того же года он возглавил широко известное III Отделение Собственной Его Величества канцелярии – высший орган, занимавшийся в России политическим сыском. 28 апреля 1827 г. вышло Положение об Отдельном корпусе жандармов, на который возлагались функции охраны от разного рода посягательств государственного и общественного строя.

Например, в их обязанности входили «наблюдение за исполнением законов, преследование разбойников, рассеяние запрещенных скопищ, усмирение бунтов, преследование тайных обществ, конвоирование арестованных, производство обысков и дознаний, приведение в исполнение приговоров». Корпусу была придана военная организация, служившие в нем имели кавалерийские чины, а шеф корпуса приравнивался к командующему армией. Нижние чины корпуса комплектовались из унтер-офицеров сверхсрочной службы, зачисленных в запас армии; фактически это была одна из форм трудоустройства сверхсрочников. Офицеры набирались из армейского офицерского корпуса. Для профессиональной подготовки нижних чинов служила особая школа, офицеры приобретали специальные знания непосредственно на службе. К 1880 г. в Корпусе числились 521 генерал и офицер и 6187 нижних чинов. Структурами Корпуса на местах были губернские жандармские управления и подчинявшиеся им жандармские дивизионы.

Российские жандармы носили обмундирование военного образца, одним из отличий которого от армейского был темно-синий цвет сукна вместо темно-зеленого. В 1910 г. для жандармов был введен мундир, несколько напоминавший гвардейский лацканный, но имевший особый крой верхнего среза борта (он повторял изгиб воротника и шел далее вдоль погона); больше ни у кого в России таких мундиров не было.Воротник и обшлага мундира были светло-синего (василькового) цвета, впервые введенного для жандармов еще в 1815 г. Он остается отличительным признаком униформы органов государственной безопасности и по сей день. Металлический прибор жандармских мундиров был серебряного цвета, выпушки и погоны изготавливались из красного сукна, отличия по чинам и званиям (в данном случае две узких поперечных лычки, обозначающие звание младшего унтер-офицера) были такими же, как в регулярных войсках.

Воротники и обшлага унтер-офицерских мундиров обшивались серебряным галуном, пуговицы использовались общеармейского типа, с чеканом в виде государственного герба.

В 1910 г. жандармам в качестве парадного головного убора был присвоен шлем из темно-синего фетра, украшенный сверху черным волосяным султаном на мельхиоровой подставке. Спереди на шлеме крепился серебряный двуглавый орел того же рисунка, что использовался при основателе Корпуса императоре Николае I. Снаряжение жандармам было присвоено кавалерийского типа (поясной ремень со шпеньковой пряжкой и плечевая портупея), вооружались они карабином и драгунской шашкой без креплений для штыка. В крупных городах вместо карабина использовались самозарядные пистолеты Браунинга с деревянной кобурой-прикладом и особой патронной сумкой.

В период революции начались преследования бывших жандармов. Даже мимолетное упоминание о службе в этих формированиях могло привести к тюремному заключению или смертной казни. Бывшие жандармы и городовые всеми мерами избавлялись от любых доказательств своей прежней службы – фотографий, документов, а тем более предметов обмундирования. Поэтому форма и знаки различия жандармов сохранились до наших дней в ничтожных количествах, а комплект, представленный на выставке «Честь мундира» в Тульском государственном музее оружия можно смело назвать уникальным. Он состоит из мундира образца 1907 г., фетрового шлема образца 1910 г. и аксельбанта для нижних чинов. Спешите увидеть эти уникальные предметы!

2.jpg


Немногие полки во всей российской армии могли похвастаться столь же богатой летописью военных подвигов, как Ахтырский. История полка началась в 1651 г., когда при царе Алексее Михайловиче в слободе Ахтырка (ныне - город Ахтырка Сумской области Украины) был образован слободской черкасский казачий полк для охраны границы, или «окраины» Московского государства.

Первый дальний поход он совершил в составе армии фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева против шведов в 1700 г. Во время Семилетней войны, в 1757 г., Ахтырский казачий полк участвовал в сражении при Гросс-Егерсдорфе. В 1765 г. по указу императрицы Екатерины II слободские казачьи полки на Украине были переформированы в гусарские. Так впервые появилось название «Ахтырский гусарский полк».

1.jpg

Уже в 1768 г. ахтырские гусары успешно сражались с турками при Ларге, Кагуле и под Измаилом. В 1774 г. в составе корпуса генерал-майора А.В.Суворова они участвовали в осаде крепостей Шумла, Рущук, Очаков и во всех последующих боях против турок.

Самой славной страницей полковой истории стала Отечественная война 1812 г., в которой Ахтырцы участвовали с первого дня, прикрывая отход 1-й армии генерала П.И. Багратиона. Во время Бородинского сражения Ахтырские гусары сражались у Семеновских (Багратионовых) флешей и ходили в кавалерийские атаки на французских кирасир.По тем временам атака гусар – легкой конницы – на рослых кирасир, сидящих на крупных лошадях и снабженных стальными латами, была огромной смелостью. Во время отступления Великой армии Наполеона полк участвовал во всех крупных сражениях от Малоярославца до Березины. Именно в Ахтырском гусарском полку с 1811 г. служил поэт и партизан Денис Васильевич Давыдов.

Партизанский отряд Дениса Давыдова состоял из 50 ахтырских гусар и 80 донских казаков. За Отечественную войну 1812 г. и заграничный поход Ахтырский полк был удостоен трех коллективных наград: серебряных труб, знаков на кивера с надписью и Георгиевских штандартов. За подвиги полка во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. ему было пожаловано весьма редкое отличие: шнуры гвардейского образца, плетеные филиграновые, на офицерские доломаны взамен гладких армейских.

В начале 1880-х гг. российская кавалерия была полностью реорганизована. В армейской коннице гусарские и уланские полки переформировывались в драгунские. Это было связано с тем, что конница больше не делилась на тяжелую, среднюю и легкую. Армии требовалась кавалерия единого, драгунского типа, способная воевать как верхом, так и в пешем строю.

Кавалеристы лишись красивых мундиров и получили короткие «полукафтаны» без пуговиц, с застежкой на крючки, почти такие же, как и в пехоте, отличающиеся только деталями. Ахтырский полк, получивший название драгунского и номер 36, стал единственным, которому была сохранена историческая расцветка формы – коричневый мундир с желтой отделкой.

Так или иначе, но в 1882 г. Ахтырский полк стал единственным, которому был сохранен исторический мундирный цвет. Сложнее обстояло дело с только что полученной наградой – гвардейскими шнурами офицеров, ведь на драгунском мундире никаких шнуров не было.

Военное ведомство нашло оригинальный выход – вместо шнуров офицерам полка в знак заслуг были присвоены петлицы «за военное отличие», отличавшиеся от гладких петлиц рисунком шитья с косыми ребрами, образующими елочку.

В 1907-м для всех полков, бывших до 1882 г. гусарскими и уланскими, были восстановлены исторические названия и униформа старой расцветки. Таким образом, вот этот офицерский мундир из нашей коллекции мог существовать всего три года – с 1904 по 1907 гг. До наших дней он сохранился в единственном экземпляре – больше таких мундиров нет во всем мире.

2.jpg


1.jpg

В первой половине XVIII столетия российские генералы носили кафтаны и камзолы произвольного покроя, по цвету повторявшие армейский темно-зеленый мундир, богато украшенные золотым шитьем, с орденскими знаками. В 1745 году для генералов впервые была введена специальная генеральская форма, различавшаяся цветом в зависимости от рода службы (темно-зеленая с красной отделкой в пехоте и синяя с красной – в кавалерии).

1808 году был введен особый общегенеральский мундир – темно-зеленый с красной отделкой, украшенный на воротнике, обшлагах и задних карманах специальным шитьем в виде растительного орнамента. Традиция украшать воротники генеральских мундиров подобным шитьем сохранилась в российской армии до нашего времени.Однако сейчас вышитые мундиры носят только на парадах, а в то время генерал должен был надевать расшитый золотом мундир прежде всего в бою, при командовании несколькими войсковыми частями, чтобы показать подчиненным пример храбрости и презрения к смерти. Цвета российского генеральского мундира (темно-зеленый с красным) после 1808 года больше не изменялись. Однако достаточно быстро выяснилось, что красивое шитье из золотой канители с блестками быстро приходит в негодность, а новый мундир слишком дорог даже для генеральского жалованья (в России все офицеры и генералы заказывали мундиры за свой счет).

Поэтому при Николае I для генералов были введены так называемые вицмундиры, предназначенные для повседневной носки. По расцветке и покрою они повторяли строевой мундир, однако не имели дорогостоящей отделки золотым шитьем. Генеральский чин определялся по эполетам или погонам.

2.jpg

После русско-японской войны 1904 – 1905 гг. правительство приняло целый комплекс мер, по повышению престижа военной службы. Было повышено офицерское жалование, улучшены жилищные условия. Кроме того, армия была переодета в новые красивые мундиры, напоминавшие о героических временах славы российского оружия. Мера полностью себя оправдала – с конца 1900-х годов образованная молодежь стала активно поступать в военные училища. Эта же реформа обмундирования и вызвала к жизни особые вицмундиры для кавалерийских генералов.

Новые мундиры всячески подчеркивали принадлежность именно к данному полку или хотя бы роду войск. Поэтому у пехотных генералов сохранился традиционный двубортный мундир пехотного покроя, а вот кавалерийские генералы получили мундир с шитьем традиционной красно-зеленой расцветки, но однобортный, такой же, как в армейских драгунских полках.

К этому мундиру полагался и вицмундир, отличавшийся отсутствием золотого шитья. Именно можно видеть на нашей выставке. В отличие от драгунских офицеров, имевших темно-зеленые вицмундиры, генералы имели право шить их из сукна особого цвета – темно-зеленого с синим оттенком, так называемого «царского цвета». Из такой же ткани шились мундиры российской гвардии, и это подчеркивало привилегированное положение генералов.


1.jpg

Слово «улан» происходит из монгольского языка. Первоначально так называли членов ханской семьи, лиц княжеского рода. Впоследствии так стали называть всадников, вооруженных не только луком, но и копьем. В XVI веке уланские кавалерийские части (первоначально иррегулярные) формировались в Литве и Польше из переселившихся туда татар.

После этого уланы стали считаться польским национальным видом войск, так же, как гусары – венгерским. В марте 1764 года уланский полк было предложено создать и в России. Императрица Екатерина II повелела заменить не понравившееся ей непривычное название «уланский» на «пикинерный». 4 полка легкой кавалерии, вооруженные пиками стали нести службу на южных окраинах империи.

В 1777 году один из пикинерных полков – Луганский получил под командование тридцатидвухлетний полковник Михаил Илларионович Кутузов. По реформе российской конницы, проведенной в 1783-1786 годах Г.А. Потемкиным, пикинерные полки были преобразованы в легкокавалерийские, получили более простое удобное обмундирование и лишились своих пик. Это оружие вернулось в российскую легкую кавалерию при императоре Павле I. Были созданы 2 полка: Польский и Литовско-Татарский, которые чуть позже, с 1803 г. получили название «уланских».

Уланы получили очень красивый мундир, созданный частично на основе польского национального костюма.

2.jpg

Темно-синий мундир имел цветной суконный нагрудник (лацкан), того же цвета обшлага, воротник, обкладку фалд, а также цветные выпушки по бортам, спинным и рукавным швам, по заднему разрезу и нижнему краю.

Обшлага на мундире были польского типа, с мыском спереди, застегивавшимся на пуговицу. Позже такой тип обшлага в русской армии стал принадлежностью почти всей кавалерии. Основным отличительным признаком улан был также головной убор – высокая шапка с четырехугольным верхом, происходящая от польской конфедератки.

К 1812 году в российской армии было шесть уланских полков (5 в армии и один в Гвардии), принявших в Отечественной войне самое деятельное участие. В одном из них – Литовском уланском в чине поручика служила знаменитая кавалерист-девица Н. А. Дурова.

22 сентября 1812 г. в сражении при Тарутине отличились гвардейские уланы. В реляции Кутузова Александру I о полковнике лейб-гвардии Уланского полка Мезенцеве говорилось следующее: «С уланским полком, врубясь в неприятельскую кавалерию, опрокинул оную и нанес ему немалой вред». За этот подвиг главнокомандующий представил М. И. Мезенцева к ордену Св. Анны 2-й степени.

22 сентября 1812 г. в сражении при Тарутине отличились гвардейские уланы. В реляции Кутузова Александру I о полковнике лейб-гвардии Уланского полка Мезенцеве говорилось следующее: «С уланским полком, врубясь в неприятельскую кавалерию, опрокинул оную и нанес ему немалой вред». За этот подвиг главнокомандующий представил М. И. Мезенцева к ордену Св. Анны 2-й степени. С течением времени число уланских полков увеличивалось.

В 1827 г. в уланский был переформирован старый и заслуженный Санкт-Петербургский драгунский полк, основанный еще в 1705 г. Санкт-Петербурские уланы участвовали в двух войнах с Турцией – 1828-1829 и 1877-1878 гг. За кампанию 1877-1878 гг. и взятие города Адрианополя полк был удостоен весьма редкой и почетной коллективной награды – петлиц «За военное отличие» на офицерские мундиры.

От обычных гладких такие петлицы отличались особым рисунком шитья «в елочку» с рельефными косыми ребрами. В 1882 г. полк, как и все русские армейские гусары и уланы, был переформирован в драгунский, сменив красивое обмундирование на утилитарные темно-зеленые кафтаны без пуговиц.

Эффектная форма с цветным лацканом и уланский статус полка были восстановлены в рамках общей реформы конницы, в декабре 1907 г., а подробное описание мундира повяилось в начале 1908 г. Уланский мундир по традции шился из темно-синего сукна и был щедро отделан красным сукном, из которого изготавливались выпушки, воротник и обшлага мундира.

Металлический прибор был золотым, а на темно-синем воротнике нашивались красные суконные клапаны с пуговицами на них. У офицеров на клапанах воротника вышивались золотой нитью петлицы «За военное отличие» шириной во весь клапан; по одной такой же петлице вышивалось на каждом обшлаге. Металлические чешуйчатые эполеты были присвоены офицерам кавалерии как напоминание о доспехах рыцарской конницы. Эполеты без бахромы полагались обер-офицерам (по нынешней терминологии младшим офицерам, в то время к ним относились чины от корнета до ротмистра включительно). Именно такой мундир могут увидеть посетители выстаки «Честь мундира» в Тульском государственном музее оружия.


1.jpg

Гусары как особый тип войск возникли в Венгрии в середине XV века, когда король Матиаш Корвин призвал на службу в свое ополчение каждого двадцатого дворянина. В состав российской армии гусары вошли в 1741 г. в качестве легкой кавалерии. Они предназначались, прежде всего, для разведки, боевого охранения и преследования противника.

Нарвский полк относился к числу старейших в российской армии. Сформирован он был еще при Петре Великом, в 1705 г., в Белгороде как драгунский полк полковника Ивана Пестова. С 1706 г. полк получил наименование «Нарвский» и в течение последующих ста лет претерпел целый ряд переформирований: был драгунским, конно-гренадерским, карабинерным, кирасирским, снова драгунским и, наконец, в 1826 г. стал гусарским. Полк принимал активное участие во всех войнах XIX столетия, в том числе и в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

Интересно, что командовал полком в это время полковник Александр Александрович Пушкин, старший сын великого поэта. По отзывам сослуживцев, А.А. Пушкин являл собой «тип командира-джентльмена». Прокомандовав полком десять лет, А.А. Пушкин был произведен в генералы и назначен командовать бригадой, однако числился в списках полка и имел право носить его мундир до самого конца жизни. На фотографиях последних лет жизни А. А. Пушкин представлен именно в этой эффектной форме. О том, как выглядел сын великого поэта в последние годы жизни, мы можем судить по доломану 13-го гусарского Нарвского полка, представленному на выставке «Честь мундира» в Тульском государственном музее оружия.

2.jpg

Венгерский национальный костюм, послуживший основой обмундирования российских гусар, включал расшитую шнурами короткую куртку – доломан, такую же теплую куртку отделанную мехом – ментик и облегающие штаны с расшивкой – чакчиры. К началу ХХ в. он претерпел значительные изменения. Ментики в 1866 г. были отменены в целях экономии, и оставлены в армейских гусарских полках только генералам и шефам. В одном из полков офицеры, сожалевшие об этом, заказали на память серебряный кубок, для изготовления которого было использовано серебро, выплавленное из шнуров, споротых с отмененных ментиков.

Доломаны сохранились, но из коротких стали длиннополыми, а количество шнуров на груди уменьшилось до пяти. В 1908 г., когда был установлен новый образец гусарского обмундирования, появились окончания нагрудных шнуров в виде трех петель, образующих трилистник, для отличия армейских гусар от гвардейских. У нижних чинов шнуры были шерстяными белыми, а у офицеров – серебряными особого рисунка. Такие же шнуры нашивались на рукавах (образуя так называемые «гусарские узлы») и на спине. Шнуры, нашитые на плечах, заменяли погоны.

Поскольку полк еще с 1901 года и вплоть до начала Первой мировой войны имел почетное шефство императора Германского и короля Прусского Вильгельма II, то на концах шнуров сделаны плоские узлы, поверх которых прикреплены накладные золотистые вензеля шефа под германской императорской короной. Еще одна любопытная деталь – костыльки, на которые застегиваются нагрудные шнуры. Хотя они очень похожи на российские, однако отличаются размерами, формой и рисунком обвивающего их спирального узора и соответствуют костылькам, принятым у немецких гусар. Их ношение могло быть неофициальной полковой традицией, своего рода сивмолом шефства германского императора.

На груди мундира можно видеть полковой знак, утвержденный 4 ноября 1909 г. – серебряный двуглавый орел под золотой короной, положенный на золотой венок. На венке – вензеля императоров Петра I (основателя полка) и Николая II, а также золотые ленты с юбилейными датами: «1705—1905». На груди орла герб Нарвы. Полковые знаки имели право учреждать полки, которым исполнилось не менее ста лет, и носить такой знак могли не только те, кто служил в полку в настоящий момент, но и все бывшие нижние чины и офицеры. Полковые знаки способствовали развитию корпоративного духа полка и боевой спайки солдат и офицеров, почему и были в старой армии весьма популярны.


1.jpg

Первая тяжелая кавалерийская часть – Лейб-гвардии Конный полк – появилась в российской регулярной армии в 1730 году, после восшествия на престол племянницы Петра, императрицы Анны Иоанновны. Первое участие в боевых действиях Конный полк принял в 1737 г., когда три роты полка сражались при взятии Очакова и в битве при Ставучанах в ходе Русско-турецкой войны. Однако, до конца XVIII столетия Конная гвардия выполняла по большей части придворно-церемониальные функции.

С воцарением Александра I Конная гвардия, а также сформированный Павлом I Кавалергадрский полк окончательно утвердились в качестве боевых частей и приняли самое активное участие в наполеоновских войнах. Они сыграли важную роль в Бородинском сражении, во время второй атаки французов на батарею Раевского. Французские кавалеристы атаковали батарею с тыла, но были отброшены атакой лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков, понеся огромные потери.

Этот момент стал одним из самых кровопролитных в сражении: на относительно небольшой площади одновременно сражались несколько тысяч кавалеристов. В обоих гвардейских кирасирских полках из 57 офицеров выбыл из строя 21, из 800 рядовых – 200. За Бородинское сражение 32 офицера-конногвардейца были награждены орденами. В апреле 1813 года полк был награжден Георгиевскими штандартами с надписью "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 г." В 1813 г. лейб-гвардии Конный полк участвовал в Заграничном походе. 16-18 августа 1813 г. конногвардейцы сражались при Кульме.

С 1835 по 1846 гг. многие офицеры полка добровольцами участвовали в Кавказской войне. Во время Крымской войны полк нес службу по охране побережья Финского залива от Петергофа до Петербурга на случай высадки англо-французского десанта. В 1877-78 гг. многие офицеры полка добровольцами отправились на Русско-турецкую войну, а в 1904-1905 на Русско-японскую.

С началом Первой мировой войны гвардия выступила на фронт. Именно Конной гвардии, а точнее 3-му резервному эскадрону полка, выпала честь одержать первую русскую победу в той войне в сражении при Каушене. Здесь гвардейцы в пешем строю атаковали немецкую батарею, прикрытую пулеметами. Полк понес тяжелейшие потери. Исход боя решила конная атака лейб-эскадрона под командованием ротмистра П. Н. Врангеля.

Умело используя складки ландшафта, П. Н. Врангель подвел эскадрон почти вплотную к вражеской батарее и, невзирая на беглый огонь шрапнелями, буквально косивший русских кавалеристов, повел их галопом на врага. В ходе атаки погибли почти все офицеры эскадрона, но батарея была взята.

2.jpg

С начала XIX столетия парадной формой конногвардейцам служили белые колеты, отделанные красным сукном, с медными пуговицами и гвардейскими петлицами желтого басона, нашитыми на воротнике и обшлагах. Данный образец однобортного мундира фрачного покроя с застежкой на девять пуговиц был введен в 1817 г. и просуществовал почти сорок лет, до 1855 г.


1.jpg

Нижегородский полк был одним из самых старых, заслуженных и храбрых полков российской армии. Образован в 1775 г. путем объединения двух драгунских полков, ведущих свою историю еще с эпохи Петра Великого: Астраханского, основанного в 1701 г., и Нижегородского, сформированного годом позже.

Оба полка принимали участие во всех военных кампаниях XVIII века, которые вела Россия, от Северной войны до Семилетней и русско-турецких войн. Спустя двенадцать лет, в 1787 г., полк был переведен на Кавказ, где ему суждено было прослужить более ста двадцати лет, вплоть до начала Первой мировой. Нижегородские драгуны участвовали во всех военных конфликах с 1780-х до 1870-х годов, так или иначе связанных с Кавказом.

С весны до осени 1837 г. в полку служил М.Ю. Лермонтов. По свидетельству современников, опальный поэт отличался храбростью и презрением к смерти (некоторые эпизоды его службы нашли отражение в романе «Герой нашего времени».

Нижегородский драгунский полк в российской армии, а тем более на Кавказе, считался весьма привилегированным, и службы в нем приходилось добиваться. Почетный статус Нижегородцев подчеркивал их мундир. В 1854 г.

Нижегородский драгунский полк стал первой кавалерийской частью, которой была пожалована редкая коллективная награда – офицерские петлицы «за военное отличие». А с 1862 г., когда петлицами стали украшаться воротники всех офицерских мундиров, для петлиц «за военное отличие» был установлен особый рисунок, как говорилось в приказе, «в виде елочки», с рельефными скошенными ребрами в шитье.

Полки Кавказской кавалерийской дивизии, в том числе и Нижегородский, имели традиционный малиновый прикладной цвет. Каждый из них отличался уникальным сочетанием цвета воротника, клапана на нем и металлического прибора. Нижегородскому полку полагался малиновый воротник, клапан на нем темно-зеленый и металлический прибор золотой. Присвоенные полку петлицы «за военное отличие» вышивались на клапане золотой нитью.

Кавалерийские мундиры обычно шились из более дорогого сукна, чем пехотные, а петлицы на них вышивались высокосортной канителью с толстыми золотыми нитями. Не стал исключением и мундир, представленный на выставке в Тульском государственном музее оружия.

Пуговицы с государственным гербом (двуглавым орлом) были введены для всех армейских войск в августе 1904 г. Спустя всего три года армейские драгуны получили новый мундир совершенно иного покроя – однобортный на восемь пуговиц; мундиры же образца 1897 г. являются редкостью. Обычно они сохранялись в семьях отставных офицеров – им полагалось носить именно тот образец, в котором они были уволены в отставку. Один из этих уникальных предметов можно увидеть на выставке «Честь мундира» в Тульском музее оружия.

2.jpg


Пограничная стража в России была образована в 1893 году указом императора Александра III. Хотя корпус пограничной стражи и являлся вооруженным формированием, вплоть до Октябрьской революции он находился в подчинении Министерства финансов, а шефом был сам министр.

В конце XIX столетия Россия столкнулась с необходимостью строительства железной дороги из Забайкалья на Дальний Восток. По договоренности с Китайским правительством было решено проложить ее напрямик через китайскую Маньчжурию. Такой путь до Владивостока был короче примерно в полтора раза, что давало громадную экономию сил, средств и времени.

Однако, довольно скоро выяснилось, что китайское правительство фактически не контролирует огромные территории, где предстоит пройти железной дороге. В Маньчжурии орудовали вооруженные шайки разбойников (хунхузов), численность которых измерялась тысячами человек.

Как строительство, так и эксплуатация дороги требовали усиленной охраны, однако пойти на прямой ввод армейского контингента Россия не могла по внешнеполитическим соображениям. Тогда в составе КВЖД (частной железнодорожной компании) появилась Охранная стража.

Офицеры и нижние чины округа пользовались правами действительной военной службы, вооружались армейским оружием и носили обмундирование армейского типа с особыми знаками различия.Такой подход оказался эффективным, и уже 5 июля 1901 г. по всей протяженности дороги от Читы до Владивостока открылось рабочее движение поездов.

Служба в Заамурском округе была под стать фронтовой. Один из очевидев описывал ее так: «Половина пограничников – на станциях, в резерве, другая поочередно – на пути. В более важных и опасных пунктах стоят «путевые казармы» – словно средневековые замки в миниатюре, окруженные высокой каменной стеной, с круглыми бастионами и рядом косых бойниц, с наглухо закрытыми воротами.

А между казармами посты – землянки на 4–6 человек, окруженные окопчиком. Служба тяжелая и тревожная; сегодня каждый чин в течение 8 часов патрулирует вдоль пути, завтра 8 часов стоит на посту.

Нужен особый навык, чтобы отличить, кто подходит к дороге — мирный китаец или враг. На оборонительные казармы на нашей линии хунхузы нападали редко. Но бывали случаи, что посты они вырезали. История бригады полна эпизодами мужества и находчивости отдельных чинов ее. Не проходило недели, чтобы не было покушения и на железнодорожный путь». Части округа приняли активное участие в русско-японской войне 1904 – 1905 гг.

В мирное время офицеры пограничной стражи носили обмундирование, напоминающее уланские мундиры, но изготовленное из темно-зеленого сукна и не имевшее цветных лацканов, выпушек на спине и на задней части рукавов.

1.jpg

Прикладным цветом был выбран светло-зеленый, сохранившийся в форме пограничных войск до нашего времени, металлический прибор был золотым.

На практике светло-зеленый цвет пограничников Российской империи был гораздо светлее сегодняшнего и имел бирюзовый оттенок. Офицерам пограничной стражи были присвоены парадный серебряный пояс-шарф общеофицерского образца и кавалерийская лядунка с серебряной полированной крышкой и золотым гербом, носившаяся на золотой перевязи.

Всем офицерам-пограничникам, независимо от того, в каких частях они служили, в пеших или в конных, полагались металлические чешуйчатые эполеты кавалерийского образца. Отличием Заамурских пограничных пехотных полков была шифровка (цифры и литеры) на эполетах и погонах в виде номера полка и литеры «П».

Численность офицеров Заамурского округа была невелика – около 600 человек. На сегодняшний день известен всего один офицерский мундир Пограничной стражи, дошедший до наших дней. Спешите увидеть его на выставке «Честь мундира» в здании Музея оружия на территории Тульского кремля.

2.jpg


4-й драгунский Новотроицкий-Екатеринославский генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврический полк имел давнюю и славную историю. Сформирован он был в 1707 году под названием драгунского полка полковника Семена Кропотова. С 1708 года полк стал называться Новотроицким. Полк принимал участие в Северной войне и Полтавском сражении. В 1730-е гг. Новотроицкие драгуны охраняли российскую границу по Украинской линии – системе укреплений, опиравшихся на Днепр. В 1756 г. полк был переформирован в Новотроицкий кирасирский и с этого времени более ста лет относился к тяжелой кавалерии. С 1783 г. он комплектовался рекрутами из Екатеринославского наместничества. Благодаря этому полку было присвоено название «Екатеринославский». Полк хорошо себя проявил в ходе русско-турецкой войны 1788 – 1790 гг., из-за чего пользовался особым расположением светлейшего князя Потемкина, с 1789 г. и до своей смерти в 1791 г. состоявшего его шефом.

В 1796 году, при Павле I, полку была установлена новая форма, в составе которой впервые упоминается оранжевый прикладной цвет воротника и обшлагов и пуговицы белого металла.

В начале XIX века полк с честью прошел все наполеоновские войны и в 1813 году удостоился высокой коллективной награды – Георгиевских штандартов «За отличие при поражении и изгнании неприятеля изъ пределов Россiи 1812 года». Интереснее всего подвиг скромного унтер-офицера Екатеринославского кирасирского полка, фамилию которого – Андрианов – сохранила для нас история. В день Бородинского боя он был назначен ординарцем при командующем 2-й армией князе П.И. Багратионе – возил за генералом зрительную трубу, географические карты и прочее.

1.jpg

Когда Андрианов увидел, что Багратиона ранили и собираются увезти с поля битвы, подошел к любимому солдатами полководцу и вытянувшись, сказал: «Ваше сиятельство, полк наш два раза был в атаке, Вас везут лечить; позвольте мне поравняться с товарищами; я надеюсь изрубить несколько французов». Багратион разрешил, и Андрианов присоединился к однополчанам, врезался вместе с ними в неприятельские ряды, перебил многих, и погиб, сраженный неприятельской пулей. В 1860 году кирасирские полки были расформированы путем слияния их с драгунскими полками. Екатеринославский кирасирский полк был соединен с Украинским драгунским и получил название 4-го драгунского Екатеринославского полка.

Екатеринославские драгуны очень хорошо себя проявили во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., в переходе через Балканы, за что полк получил весьма редкую в российской армии награду – офицерские вышитые петлицы «За военное отличие», отличавшиеся от обычных особым рисунком шитья.

В 1908 году, полк получил весьма своеобразный мундир. В память о кирасирском прошлом полку был присвоен мундир, по покрою повторявший кирасирский колет, но изготавливавшийся не из белого сукна, как у кирасир, а из темно-зеленого (у нижних чинов практически черного), как у всех драгун.

2.jpg

На этом мундире были восстановлены такие типичные для кирасир детали, как: обшивка по бортам тесьмой с полосками прикладного цвета, прямые, или шведские, обшлага прикладного цвета, обшитые такой же тесьмой, с двумя пуговицами на каждом обшлаге, выпушки прикладного цвета в пройменных швах, когда-то служившие для того, чтобы ослабить трение краев кирасы.

Восстановлены были также исторические прикладные цвета Екатеринославского полка, он получил оранжевый прикладной цвет и белый приборный металл, т.е. те цвета, с которыми он прошел всю Отечественную войну 1812 года. Наконец, о белых мундирах кирасир напоминали белый воротник с клапаном прикладного цвета, и белая выпушка на погонах. Парадным головным убором при таком мундире служила каска из черной лаковой кожи, украшенная белым волосяным султаном (у прочих драгун султан был черным).

На практике заготовка новых мундиров растянулась на несколько лет. Вначале нужно было использовать (в те времена говорили «выносить») запасы мундиров старого образца, хранившиеся в полковых складах и неприкосновенных запасах. В Петербурге, в Главном интендантском управлении, составлялось подробное описание новых мундиров, с указанием всех размеров и особенностей кроя, а также технические условия на приемку тканей, приклада и готовых вещей. Одновременно в специальной обмундировальной мастерской изготавливались особые образцовые мундиры, которые заверялись ярлыками с печатями и рассылались на места как наглядное пособие.

Именно один из таких мундиров вы можете увидеть на выставке «Честь Мундира» в здании Музея оружия на территории Тульского кремля. Он совершенно новый и никогда не носился, поэтому дошел до нас полностью в первозданном виде.

Возможно, во всем мире он сохранился в единственном экземпляре. На груди мундира – учрежденная в 1913 году медаль «В память 300-летия Дома Романовых», которой награждались все военнослужащие, состоявшие к марту 1913 года на действительной службе. Лента медали – старых российских гербовых цветов (черно-оранжево-белая).


В начале ХХ века казаки образовывали особое военно-служилое сословие со своими правами и привилегиями. Главная особенность, определяющая жизнь и быт казака, состояла в том, что он в течение двух десятков лет должен был быть постоянно готовым «по первому зову явиться защитником Царя и Отечества».

При этом он должен был за собственный счет содержать коня и приобретать все необходимое обмундирование и снаряжение. С 1892 года при отправлении на действительную службу казак должен был иметь с собой два мундира, двое шаровар, две шинели, башлык, папаху, две фуражки с чехлами, кушак, набрюшник, две полотняные рубахи с погонами, теплушку, полушубок, три пары сапог, четыре смены белья, теплые перчатки, шашку, поясной ремень, патронташ и множество предметов конского снаряжения. На обзаведение этими вещами казаку в ценах 1893 года требовалось 114 рублей 20 копеек – весьма значительная сумма для того времени.

Таким образом, мундирная одежда обходилась казаку достаточно дорого, ее берегли, и позволить себе носить мундир в мирное время, как это часто показывают в фильмах, мог далеко не каждый казак.

Для повседневной носки в станицах и на хуторах казаки использовали более простую одежду, сшитую из дешевых тканей или своими силами, или местными портными. В летнее время широко использовались полотняные (гимнастические) рубахи, а в холодную погоду – теплушки.

1.jpg

Единого образца теплушек не существовало, но их покрой был достаточно единообразен. Теплушка не имела пуговиц, застегивалась на крючки, как правило, на левую сторону. Делалось это для того, чтобы казаку было теплее зимой, когда теплушка поддевалась под шинель, застегивавшуюся на правый борт.

Весьма характерны широкие плоские крючки П-образной формы, согнутые из железной проволоки. По длине теплушка на ладонь не доходила до колен и шилась отрезной в талии, со множеством складок сзади, чтобы не стеснять движений при ходьбе.

Низенький стоячий воротник украшался фигурной машинной вышивкой. Для пошива теплушки применялись полушерстяные или льняные смесовые ткани, обычно без ворса, но чрезвычайно ноские; подкладка делалась из хлопчатобумажной ткани немаркого цвета, обычно черного или серого. Между подкладкой и верхом прокладывался толстый слой ваты на верблюжьем волосе, служивший как для утепления, так и для того, чтобы вещь при носке не теряла формы.

Цвет ткани верха соответствовал цвету строевого мундира данного казачьего войска. Темно-синие мундиры полагались трем казачьим войскам – Донскому, Уральскому и Астраханскому. Казаку одного из них принадлежала теплушка, представленная на выставке «Честь мундира» в здании музея оружия на территории Тульского кремля.


1.jpg

На выставке «Честь мундира» в здании музея оружия на территории Тульского кремля представлен уникальный экспонат – ментик рядового гусара, относящийся к славной эпохе наполеоновских войн. Ментиком, или ментией, именовалась короткая суконная куртка, отделанная бараньим мехом и расшитая на груди шнурами. В холодное время года гусары надевали ее в рукава, а в теплое – носили внакидку на левом плече так, что она могла защитить всадника от скользящего сабельного удара.

Синий ментик, обшитый белыми шнурами, был присвоен двум гусарским полкам – Гродненскому и Лубенскому. Спереди у воротника пришит ментишкетный шнур с костыльком – при ношении ментика внакидку он застегивался на правом плече. Характерные детали – высокий стоячий открытый спереди воротник, доходивший до мочки уха, и отсутствие наплечных шнуров говорят, что ментик был сшит до 1809 г.

Скорее всего это один из так называемых образцовых экземпляров. В те времена, как только утверждался новый покрой формы, в Петербурге централизованно изготавливались эталонные мундиры, рассылавшиеся непосредственно в войска. Полки получали от казны сукно и приклад (шнуры и пуговицы), после чего силами штатных закройщиков и портных, имевшихся в каждом полку, по полученному образцу шили обмундирование на всех солдат. Контрольные экземпляры оставались в Петербурге; один из них сохранился до наших дней и сейчас представлен на выставке «Честь мундира». Во всех отечественных музеях, включая собрания Москвы и Петербурга, известны всего 4 подобных предмета разных полков.

Ментики, подобные представленному на выставке носили российские гусары, сражавшиеся при Красном и Бородине, Лейпциге и Кацбахе и вступившие в 1814 году в Париж. Подобный же ментик мог носить и шеф Гродненского гусарского полка – генерал Я. П. Кульнев.

Он славился как один из образцов настоящего гусара, сочетая беспримерную храбрость, отменные боевые качества, щедрость, гостеприимство и любовь к кутежу в кругу сослуживцев. 20 июля 1812 г. он, двигаясь во главе передовых сил, погиб в сражении под Клястицами от огня вражеской артиллерии. Его смерть оплакивалась тогда всей российской армией. Спешите увидеть редчайший экспонат на выставке «Честь мундира» в здании музея оружия на территории Тульского кремля.

Фотогалерея

Другие выставки
Музейное кафе Музейное кафе
Выставки Выставки
Школа тульских мастеров Школа тульских мастеров
Тир Тир
Сувенирная лавка Сувенирная лавка
Библиотека Библиотека
Победа РФ
Гранты России
Проект «Лица Победы»
Коллекция музея в 3D Коллекция музея в 3D
Пушкинская карта Пушкинская карта
Добровольцы России
Добровольцы России
Всемирный фестиваль молодежи
КУЛЬТУРА.РФ